История района

Часть Москвы, свободно раскинувшаяся на правом низком берегу реки, напротив Кремля, издавна зовется Замоскворечьем и является одним из красивейших районов столицы. Особое своеобразие и прелесть ему придают глубокая излучина Москвы-реки и плавная дуга Водоотводного канала, с трех сторон - с запада, севера и востока - омывающие заповедный район. От набережных реки и канала расходятся главные улицы Замоскворечья - Большая Якиманка, Большая Полянка, Большая Ордынка, Пятницкая, Новокузнецкая, а между ними разбросана живописная сеть переулков. Садовое кольцо стягивает пояском излучину в местах древней Калужской и Серпуховской застав. Отсюда шли дороги на юг, которые во многом определили историческое развитие Замоскворечья.

Замоскворечье в XIV-XVII веках.
В то время район назывался Заречье, находившееся на правом низком берегу реки Москвы, в её излучине, против древнейшего центра города. До XVIII века Замоскворечьем называлась территория в пределах современного Садового кольца, затем название распространилось на территорию до Камер-Коллежского вала. Заселению заречья в XIV-XVI веках мешали набеги монголо-татар. Интенсивная застройка началась после сооружения укреплённых монастырей на восточных, юго-восточных и южных окраинах города Москвы. Местность между Москва-рекой и её старицей (ныне Водоотводный канал) затаплялась во время наводнений (отсюда название Балчуг, Болото) и в XIV-XV веках использовалось как пастбище (Великий луг). В XVI веке там был разбит "государев сад" и возникли Садовые столбы. К югу от старицы в XIV-XV веках были сёла Колычево и Хвастовское. В XVI-XVII веках территория Замоскворечья сплошь занята слободами, среди которых выделялись Кадашевская слобода с Хамовным двором и Овчинная слобода. Южнее находились Стрелецкие слободы и Казачья слобода (отсюда и название 1го и 2го Казачьих переулков). 24 августа 1612 года казаки и ополченцы К. Минина разбили в Замоскворечье в районе современного Климентовсокого переулка польский отряд гетмана Ходкевича, который прорывался к осаждённым в Кремле полякам. Во второй половине XVII века здесь активно велось каменное строитеьство, возведены многочисленные палаты и церкви, в том числе Николы в Пыжах, Григория Неокесарийского, Воскресения в Кадашах и многие другие. В XVII в. в Замоскворечье сложился особый уклад жизни слободских ремесленников, по своим занятиям связанных с обслуживанием царского двора в Кремле. В певучих названиях Кадаши, Садовники, Голики, Монетчики, Кожевники, Толмачи,-напоминание о профессиях людей, населявших район. Многочисленные слободы держались обособленно, каждая имела свое управление, свою церковь, чтила свой праздник. Обилие церквей здесь поражало. Другую часть населения составляли посадские люди, торговцы, которые по мере расширения торговли стали переселяться в Замоскворечье, оставляя в Китай-городе одни лавки. Третью часть составляли военные люди, основавшие стрелецкие и казачьи слободы еще при Иване Грозном. Об этом напоминают названия переулков: Вишняковский, Пыжевский, Казачий. В XVIII в. перенесение столицы в Петербург разорвало тесную связь Замоскворечья с царским двором, и основным населением теперь становятся торговые люди купеческого сословия. К концу века появляются и барские усадьбы. В общем это был район, сплошь занятый мещанскими и купеческими домами с длинными деревянными заборами и бесконечными садами да живописно разбросанными среди них многочисленными церквами. Природные составляющие - Москва-река с зелеными берегами, поляны, перелески - играли значительную роль в городской среде Заречья. Когда рассматриваешь старые фотографии Замоскворечья, знакомишься с описаниями современников, приходишь к выводу, что в деталях это был достаточно разностильный и разношерстный район. Но при определенном освещении, при восходах и закатах солнца, когда храмы и церкви горели как духовные свечи над окутанной легкой мглой действительностью, в праздники под густой непрерывный звон , какого нет по всей Москве, наши предки, наверное, испытывали высочайший подъем духа, получая большой заряд положительных эмоций. Иностранцы, посещавшие Москву в XVIII-XIX вв., когда не было еще ни кино, ни фотографии, но была потребность в документальном рассказе о других странах и городах, отмечали, что "никакой город не даст такого впечатления совершенной новизны, даже Венеция", как Москва, и делали этот вывод на основе восторженного впечатления, когда видели панораму города с высоты Кремля. "Набережная на другом берегу Москвы-реки, вдоль которой идут особняки и великолепные дома современной архитектуры, прямыми своими линиями создает как бы основание огромному океану домов и крыш, которые тянутся за ней до бесконечности... Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами... Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении... погруженный в молчаливое созерцание",-писал французский путешественник Теофиль Готье. Суровое испытание выпало на долю Москвы в начале XIX в. После наполеоновского нашествия и опустошительного пожара город пришлось практически застраивать заново. Уже через два десятка лет в Замоскворечье нельзя было увидеть следов разрушений; был восстановлен и сложившийся здесь особенный, опутанный всевозможными условностями образ жизни купцов и мещан, замечательно отраженный в произведениях гениального уроженца Замоскворечья драматурга А.Н.Островского. После реформы 1861 г. под воздействием нового положения разбогатевшего купечества меняется жизнь и в Замоскворечье. И на этом поле "темного царства" расцветают прекрасные цветы широкой благотворительности, коллекционерства и поддержки всякого рода культурных начинаний. Можно без преувеличения сказать, что культурное возрождение в литературе, живописи, музыке, театре, образовании конца XIX-начала XX в. в Москве в той или иной степени связано с Замоскворечьем, с деятельностью замечательных людей, которые жили и творили здесь. Братья Третьяковы, Бахрушины, Морозовы, И.Д.Сытин, Л.Н.Толстой, А.Н.Островский, А.А.Григорьев, А.П.Чехов, П.И.Чайковский, С.А.Есенин - список можно продолжать и продолжать. В истории Замоскворечья это был период наивысших духовных достижений. Бурные события 20-50-х годов нашего века отодвинули на второй план исторические ценности Замоскворечья. Не обошлось и без неоправданных потерь. Так, в 1934 г. был разрушен замечательный ансамбль церкви Параскевы Пятницы, давшей название улице. На его месте сейчас расположен вестибюль станции метро "Новокузнецкая". В 60-70-е годы возникло движение защиты исторических ценностей Замоскворечья. Многие улицы и переулки объявлены заповедными зонами. Современная градостроительная концепция развития Замоскворечья еще не сложилась. Возможно, и эта книга поможет подлинному возрождению заповедного края российской столицы.